CRM (Customer Relationship Management) – система взаимоотношений с клиентами. Представляет собой модель бизнес-планирования, в центре которой находится заказчик. Внедрение CRM способствует автоматизации процессов работы с клиентами, позволяет предлагать потребителю необходимые продукты непосредственно в нужный момент. Внедрить СРМ-систему принимают решение все больше компаний, которые стремятся повысить свою конкурентоспособность на рынке.
Внедрение CRM-системы позволит:
- Не упустить потенциального клиента, не пропустить ни одного звонка. В условиях растущей конкуренции малому и среднему бизнесу приходится прилагать немало усилий чтобы привлечь и удержать клиента, убедить его заказать услуги или товар. Значительная доля расходов в таких компаниях отводится именно на привлечение клиентов. Поэтому крайне важно чтобы все усилия и вложенные средства не пропали даром. Благодаря работе CRM-системы вы можете быть уверенными, что каждый звонок или заявка будет зафиксирована, а ваш отдел продаж действительно работает.
- Контролировать работу сотрудников компании и стандартизировать клиентскую базу. Без чёткой системы контроля каждый специалист работает как ему удобно: некоторые из работников ведут записи в электронных таблицах, некоторые на бумаге, некоторые ориентируются исключительно на отчёты или память. Кроме того, коммуникация с клиентами также происходит довольно хаотично: письма могут отправляться как с рабочего, так и с личного адреса, а звонки совершаться с рабочего или персонального телефона – в таких условиях провести корректную оценку работы отдела практически невозможно. Введение CRM-системы решает эту проблему практически на 100%. Вся информация о проектах и клиентская база будет находиться в одном месте, откуда при необходимости она может быть извлечена сотрудниками.
- Накопить базу, которая представляет крайнюю важность для развития любого бизнеса. Использование CRM-систем позволяет собрать всю рабочую информацию в стандартизированном виде в единой базе. Оценивая результаты, руководитель может анализировать работу отдела и осуществлять последующее планирование развития компании более конструктивно.
- Использовать готовые инструменты, которые помогают в моделировании системы работы. В каждой из CRM-систем уже заложено множество функций и готовых инструментов, которые позволяют ускорить и систематизировать работу, а также перевести её на новый уровень. К примеру, интеграция с телефонией позволяет системе не только фиксировать все звонки и автоматически вести учёт всех контактов, но и оценить качество работы сотрудников отдела продаж с клиентами. При внедрении CRM-систем учитывалось мнение экспертов и лучших практиков в вопросе работы с клиентами. Инструменты системы зачастую сами подсказывают какие шаги необходимо сделать в процессе оптимизации работы.
Преимущества внедрения CRM-системы:
- Уменьшение издержек благодаря сокращению количества рутинных действий;
- Улучшение качества продукта, налаживание обратной связи с клиентами;
- Оптимизация управления организацией, возможность получать благодаря внедрению CRM-системы данные об эффективности работы любого сотрудника;
- Рост числа клиентов и повышение их лояльности;
- Увеличения продаж благодаря привлечению новых клиентов и увеличению лояльности старых.
Этапы внедрения системы CRM
- Подготовка к внедрению. Анализ процессов компании и потенциальной выгоды от внедрения, оценка затрат.
- Выбор CRM-системы доступной по стоимости и функционалу, максимально подходящей под нужды компании.
- Работа над будущим внедрением. Описание полного списка функций, воплощение которых требуется в проекте, при необходимости расширения стандартного пакета. Часто такая необходимость возникает, если в продаже есть только CRM со стандартным функционалом, а компании требуется нечто специфическое.
- Внедрение, перенос всех необходимых данных. Настройка системы, установка на всех необходимых устройствах. Обучение сотрудников.
Экономический эффект от внедрения
Эффективность автоматизации процессов в современном бизнесе давно не вызывает сомнений. Практически невозможно представить себе осуществление складского или бухгалтерского учёта без использования специального программного обеспечения. Многие торговые представители используют в работе специализированные приложения, позволяющие оформлять и отправлять заказ при помощи мобильного телефона или планшета, прямо в офис. Однако при доказанной эффективности внедрения систем автоматизации, многие предприятия малого и среднего бизнеса до сих пор ведут взаимоотношения с клиентами без автоматизации.